Пелевин Василий Павлович родился 26 ноября 1914 года в селе Алексеевка Кинельского района Куйбышевской обл. (не путать с селом Алексеевка (Землянки) Алексеевского района Самарской обл.)
Согласно данным Главного управления кадров (ГУК ) МО РФ, размещённых на портале Подвиг Народа, майор Пелевин Василий Павлович проходил службу в 120 полку войск НКВД СССР (по охране железных дорог) и в 83 полку войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Дата поступления на военную службу: 28.02.1936 г. (в 21 год).
Дата окончания службы: 30.11.1954 г. (в 40 лет).
Из истории 120 стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог и 83 стрелкового полка войск НКВД СССР (2 формирования) по охране железных дорог.
120-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5223).
Сформирован 2 ноября-17 декабря 1932 года в г. Самара на основании приказа ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю № 673/301 от 31 октября 1932 года как 36-й Самаро-Златаустовский железнодорожный полк войск ОГПУ Средне-Волжского края.
Дислокация: управление части, школа МНС, 1-й бронепоезд и 1-й дивизион – в г. Самара; 2-й дивизион – в г. Уфа; 3-й дивизион – в г. Ульяновске; 4-й дивизион – в г. Оренбурге; 5-й дивизион – в г. Актюбинске.
Боевая задача полка – охрана Самаро-Златоустовской железной дороги.
7-28 января 1933 года на основании приказа ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю № 9/с от 5 января 1933 года полк был переформирован в 14-й Самаро-Златаустовский железнодорожный полк войск ОГПУ Средне-Волжского края.
Дислокация: управление части, школа МНС и 1-й дивизион – в г. Самара; 2-й дивизион – в г. Уфа; 3-й дивизион – в г. Оренбурге; 4-й дивизион – г. Актюбинске.
Впоследствии 3-й дивизион был влит в состав 2-го дивизиона (г. Уфа), а 1-й бронепоезд расформирован.
В 1933 году на основании Постановления ЦИК СССР полку вручено Революционное Красное Знамя и к последнему Грамота Центрального исполнительного комитета СССР.
Приказом ОГПУ СССР № 1028 от 29 января 1934 года полк переименован в 83-й Самаро-Златаустовский железнодорожный полк войск ОГПУ Средне-Волжского края.
Приказом УНКВД по Средне-Волжского края № 0034 от 3 сентября 1934 года определена дислокация полка: управление части, 1-й и 4-й дивизионы – в г. Самара; 2-й дивизион – в г. Уфа; 3-й дивизион – в г. Оренбурге; отдельный взвод – в г. Актюбинске.
7 января 1935 года на основании приказа УНКВД Средне-Волжского края №1197 от 21 декабря 1934 года полк переформирован в 4-й отдельный Самаро-Златаустовский железнодорожный дивизион внутренней охраны УНКВД Средне-Волжского края в составе:
в Самаре - управления части, взвод связи, учебный взвод, 1-й пулеметный взвод и 2 стрелковый взвод; на станции Правая Волга – 1-й стрелковый взвод; на станции Кинель – 3-й стрелковый взвод; в Уфе – 4-й и 5-й стрелковые взвода; на станции Ульяновск-II – 6-й стрелковый и 2-й пулемётный взвода.
В 1936 году дивизиону присвоено наименование «Куйбышевский».
В июле 1938 года на основании приказа Управления ВВ НКВД Приволжского округа № 001 от 1 июля 1938 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД», дивизион был переформирован в 4-й Куйбышевский отдельный железнодорожный батальон внутренних войск Управления ВВ НКВД Приволжского округа.
Его состав: управление части, взвод связи, учебный и автотранспортный взвода – в г. Куйбышеве; 1-я рота: командование, 1-й и 2-й пулемётный взвод, 3-й стрелковый взвод – на станции Правая Волга, 4-й стрелковый взвод – в Уфе, 5-й стрелковый взвод – на станции Шакша; 2-я рота: командование, 1-й стрелковый и 2-й пулемётный взвода – на станции Ульяновск-ll, а 3-й стрелковый взвод – на станции Черемшан.
Приказом НКВД СССР № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР» батальон включён в состав войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Приказом Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № 11/с от 10 апреля 1939 года батальон был включён в состав формирующейся 9-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В августе 1939 года на основании приказа по 9-й бригаде № 002 от 3 августа 1939 года, изданного во исполнение приказов НКВД СССР № 0164 от 14 июня 19039 года «Об укомплектовании гарнизонов по охране железнодорожных сооружений средним начсоставом»
и приказа № 00780 от 8 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений»,
лишён наименования «Куйбышевский» и переформирован по штату № 28.
При этом дислоцированная в г. Челябинске рота 82-го Пермского стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений была включена в состав батальона на правах 3-й линейной роты.
Дислокация: управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, учебный взвод – в Куйбышеве; 1-я рота – на станции Правая Волга; 2-я рота – на станции Ульяновск-ll; 3-я рота – в Челябинске.
Полученная боевая задача – охрана железной дороги имени В.В. Куйбышева и Южно-Уральской железной дороги.
Приказом НКВД СССР № 001497 от 28 ноября 1940 года «Об изменении нумерации частей войск НКВД» 9-я бригада переименована в 29-ю отдельную стрелковую бригаду войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
23-27 июня 1941 года на основании телеграммы Народного комиссара обороны СССР № 2206 от 22 июня 1941 года, объявлявшей всеобщую мобилизацию в стране, согласно мобилизационному плану НКВД СССР, батальон переформирован в 120-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
На основании приказа НКВД СССР №9 53 от 26 июня 1941 года командиром полка назначен майор Тимофей Егорович Антонов, бывший командир 4-го отдельного батальона.
120-й стрелковый полк войск НКВД СССР принял под охрану 28 объектов железной дороги имени В.В. Куйбышева и Южно-Уральской железных дорог.
В годы Великой Отечественной войны железная дорога имени В.В.Куйбышева сыграла важную роль, связывая тыл с фронтом.
Всего за годы войны на фронт доставлено 443 тыс. поездов (около 20 млн вагонов).
Объём народно-хозяйственных грузов составил более 40 млн вагонов.
На деньги, собранные тружениками магистрали в Фонд обороны (более 141 млн рублей), было построено 10 бронепоездов и 80 санитарных поездов.
По Куйбышевской железной дороге на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье и другие районы страны было перевезено оборудование 1 360 крупных промышленных предприятий, эвакуировано свыше 10 млн человек.
29-я бригада войск НКВД по охране железных дорог, управление бригады в г. Куйбышеве 81 чел., командир бригады полковник Мельников А.К. в составе: 120-й полк в г. Чкалове 2034 чел.; 121-й полк в г. Саратове 1964 чел.; 78-й отдельный бронепоезд в г. Саратове 128 чел.; 21-й отдельный батальон г. Москва 1131 чел., комендатура войск 4 чел.
Численность личного состава соединения – 5342 чел., вольнонаемных – 9 чел. Бригада имела лошадей – 288, служебных собак – 505.
2-15 апреля 1942 года на основании приказа по 29-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железных дорог за № 0015 от 2 апреля 1942 года, изданного во исполнение телеграфного приказания Главного управления войск НКВД СССР по охране железных дорог № 23/0015942 от 30 марта 1942 года и приказа НКВД СССР № 00625 от 26 марта 1942 года,
дислоцированный в г. Куйбышев линейный батальон 120-го полка переформирован в 83-й стрелковый полк 33-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Дислокация 83-го стрелкового полка: управление - г. Куйбышев.
Полученная боевая задача – охрана Южно-Уральской железной дороги.
31 января 1943 года заместитель командира 33-й дивизии по политической части на основании распоряжения Главного Управления войск НКВД СССР № 23/5/013133 от 15 января 1943 года, изданного во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР, вручил 120-му стрелковому полку Революционное Красное Знамя нового образца и к последнему Грамоту Президиума Верховного Совета СССР.
Приказом НКВД СССР № 00735 от 9 апреля 1943 года «Об установлении дней годового праздника частей в войсках НКВД СССР по охране железных дорог» установлен ежегодный день 120-го стрелкового полка войск НКВД – «27 июня – День сформирования полка».
В 1943 году 120-му стрелковому полку войск НКВД СССР присвоено условное наименование – «в/ч 5223».
На основании приказа МВД СССР №00489 от 25 мая 1946 года, изданного во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР», в июне 1946 года 120-й стрелковый полк войск МВД СССР переформирован в линейный батальон 83-го стрелкового полка войск МВД СССР по охране железных дорог.
Приказом МВД СССР № 001180 от 21 декабря 1946 года во исполнения приказа МВД СССР № 001083 от 7 декабря 1946 года 83-й стрелковый полк стал именоваться 83-й полк войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
В 1951 году 83 полк расформирован.
Отдельное спасибо МОСКВИНУ Александру Вячеславовичу, за сбор архивных данных по истории полков войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Дата окончания службы Василия Павловича Пелевина - 30.11.1954 г.
Календарная выслуга составила 18 лет 9 мес. 2 дня.
После увольнения, Василий Павлович проживал и работал в Куйбышеве на авиазаводе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий